Самоанализ педагогической
деятельности
учителя
русского языка и литературы
МБОУ
Моисеево-Алабушской сош Уваровского района
Тамбовской
области
Нечаева Виктора
Николаевича
Мы живем во время больших перемен в нашей
стране. Новое время диктует новые жизненные приоритеты. Процессы, происходящие
в обществе, требуют изменить подход к обучению и воспитанию современной
молодежи. Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа» подчеркнул, что «школа является
критически важным элементом в этом процессе». Им были выделены главные задачи
современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире».
Каждое образовательное учреждение стремится
соответствовать времени и выбирает свой путь для достижения данных задач. В рамках реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» наше образовательное учреждение считает приоритетным направление «Освоение современных информационных технологий как
условие профессионального роста учителя и развития творческого потенциала
обучающихся».
Таким образом, целью образовательного
учреждения является повышение профессионального роста учителя, направленное
на развитие обучающегося в современных
условиях информатизации общества.
Цель
моей педагогической деятельности соответствовала цели образовательного
учреждения, и мной выделялись следующие
направления: рациональное использование интеллектуального потенциала школьника;
внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ);
сохранение здоровья обучающихся; нравственное воспитание; развитие системы
работы со способными и талантливыми детьми, углубление роли семьи в школе
Для создания в рамках школы открытого
информационного образовательного пространства освоил и внедрил в
образовательный процесс ИКТ. Целенаправленно вел работу по формированию
функциональной информационной грамотности обучающихся. В рамках темы нашего учебного заведения
«Освоение современных информационных технологий как условие профессионального
роста учителя и развития творческого потенциала обучающихся» участвовал в
реализации школьного социально - педагогического проекта «Внедрение современных
технологий в жизнь школы». Последние 3 года ознаменовались активными поисками и
широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно
повысить эффективность обучения. Тема моего самообразования звучит так: «Информационно - коммуникационные технологии
как средство формирования познавательной мотивации обучающихся». Особое
место в моей работе занимала технология интеграции предметов. Это дало
возможность показать обучающимся мир во всем его многообразии с привлечением
научных знаний литературы, живописи, музыки, способствовало формированию
личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать,
повышало мотивацию.
Используя методы продуктивного обучения
(проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) развивал
инициативу, творческие способности, самостоятельность.
В
соответствии со школьной программой развития и личным планом самообразования
все больше внимания уделял здоровьесберегающим технологиям, опиралась на
методику В.Ф.Базарного: работа с офтальмотренажерами. На уроке использовал
различные виды деятельности, которые динамично сменяли друг друга, что
способствовало снижению утомляемости школьников и повышению их
работоспособности, включал в урок паузы отдыха, которые часто придумывали сами
обучающиеся.
Система организации учебно-познавательной
деятельности позволила мне использовать на уроке интерактивные методы обучения,
широкий спектр ЦОР, проектную технологию. В своей работе
использовал мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с
государственным стандартом образования РФ, а также на уроках литературы
использовала раздел «Литература» Единой коллекции ЦОР
и другие ЦОР.
В результате работы
накоплен материал с использованием ИКТ:
уроки, внеклассные мероприятия, проекты.
В своей
профессиональной деятельности с обучающимися учитывал их образовательные
потребности. Система диагностики образовательных потребностей обучающих
позволила решить следующие задачи: выявить образовательные потребности ребенка
и создать условия для удовлетворения его образовательных потребностей. Для
решения данных задач проводил анкетирование и тестирование обучающихся и их
родителей. Так в этом учебном году было
проведено анкетирование обучающихся 5,7 классов с целью выяснения мотивов к изучению литературы и
образовательных потребностей по данному предмету.
Одной из приоритетных
задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению
одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных
возможностей в социально ценной деятельности. Чтобы удовлетворить
образовательные потребности отдельных обучающихся с отличающимися возможностями
и склонностями, работал по программе «Одаренные дети», вовлекал детей в
различные творческие конкурсы. За время работы в
школе у меня сложилась система
интеллектуального и творческого развития обучающихся, направленная на работу с одаренными детьми и школьниками,
имеющими повышенный интерес к изучению литературы.
Итогом всей моей работы стали стабильно
высокие результаты моих обучающихся на мониторингах качества знаний, переводных и выпускных
экзаменах за последние годы. Уровень
учебных достижений обучающихся соответствует требованиям государственного
стандарта общего образования. Динамика успеваемости обучающихся носит
положительный характер.
К ключевым проблемам и перспективным
задачам своей педагогической
деятельности отношу следующее:
1) Усилившееся падение нравственных ценностей
в нашей стране за последние годы требует нового подхода к решению данной
проблемы. Поэтому считаю для себя необходимым изучить и научиться применять на
практике передовые воспитательные технологии –
технологию воспитания духовной культуры молодого поколения, технологию
организации самовоспитания, технологии персонифицированного воспитания:
обобщить полученный опыт работы.
2) Продолжить работу по разработке и
внедрению новых форм и методов оценки качества образования, диагностики
результативной деятельности обучающихся. Участвовать в подготовке и проведении
школьных семинаров по данной проблеме.
3) В связи с требованиями новых
государственных стандартов образования планирую продолжить изучение организации
работы в малых группах, шире применять эту форму на своих уроках и выступить в дальнейшем с обобщением опыта
на заседании школьного методического объединения учителей русского языка.
Работа
по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия
обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной
образовательной инициативы «Наша новая
школа».
|